С начала мая в полутора десятках стран мира были зафиксированы случаи редкого инфекционного заболевания – обезьяньей оспы. Общее число подтвержденных заражений – немного больше сотни – невелико, если сравнивать с пандемией COVID-19 даже на ранних этапах. Однако ВОЗ проявила озабоченность, созвав 20 мая чрезвычайную встречу экспертов для обсуждения вспышки оспы обезьян. На этот раз обезьянья оспа вряд ли угрожает серьезной эпидемией, но в будущем она может вызывать все больше проблем и потребовать возвращения к вакцинации.

Оспа чрезвычайно заразна, передаётся от человека к человеку через крошечные капельки заражённой слюны. Заражение может произойти при тесном контакте с заражённым лицом, воздушно-капельным путём (при чихании или кашле), или при непосредственном контакте с заражёнными материалами.                              

 Симптомы оспы обезьян у людей – лихорадка, головные и мышечные боли, обильное потоотделение, а также типичная сыпь, после которой могут остаться постоянные рубцы. Как правило, болезнь проходит сама в течение 2–4 недель после появления первых симптомов (инкубационный период длится от недели до 19 дней). Два основных природных очага обезьяньей оспы находятся в Центральной и Западной Африке, причем для первого характерно более тяжелое протекание болезни (летальность до 11 процентов), а для второго – более легкое (летальность – порядка 4 процентов). Это достаточно высокие показатели, если сравнивать, например, с COVID-19 (летальность порядка 1 процента), но вирус оспы обезьян, в отличие от коронавируса, тяжело передается.

Вирус оспы обезьян генетически близок к вирусу натуральной оспы и постепенно получает все больше возможностей для распространения в человеческой популяции. Если у вас есть защита после болезни или после вакцинации от натуральной оспы, достаточно свежая, то исследования показывали, что до 85 процентов защиты сохраняется и от вируса оспы обезьян.

Пока что у ученых нет достаточного количества данных, чтобы наверняка утверждать, что обезьянья оспа 2022 года существенно отличается от инфекции 2021 года или более ранних. Некоторые данные указывают на наличие 23 мутаций в нынешнем варианте вируса, но они требуют перепроверки, и уж тем более рано говорить о том, на какие свойства вируса эти мутации могли повлиять.

У человечества есть готовый способ бороться с оспой обезьян, если распространение этой или какой-то из последующих вспышек окажется угрожающим: это вакцины против натуральной оспы, которые, согласно имеющимся исследованиям, эффективны против родственного "обезьяньего" вируса на 85 процентов. Вакцина, которую широко применяли вплоть до начала 1980-х, содержала ослабленные вирусы оспы и поэтому сама могла в редких случаях вызывать заражение, но в 2019 году в США была одобрена новая прививка против оспы, основанная на вирусах, генетически лишенных возможности самовоспроизводиться. Вакцины против оспы, в отличие от антиковидных прививок, эффективны, даже если введены в течение нескольких первых дней после контакта с зараженным. Кроме того, в 2010-е против натуральной оспы, оспы обезьян и других родственных вирусов было разработано лекарство – его специально создали на случай использования оспы в качестве оружия биотеррора. Текомивират не прошел полноценного исследования эффективности на людях, но продемонстрировал очень хорошие результаты на животных и был одобрен к применению в США и Европе. В феврале 2022 года о создании собственного противооспенного препарата сообщила и Россия.

Особенности распространения вируса оспы обезьян делают его плохим кандидатом на роль продолжателя страшного дела коронавируса. Тревогу вызывает не столько нынешняя вспышка, сколько общая тенденция: сородичам вируса натуральной оспы, по-видимому, становится все легче проникать от животных в человеческую популяцию. Мы уже понимаем, что мы потеряли иммунитет к поксовирусам, и тот же вирус оспы обезьян постоянно проникает в человеческую популяцию от животных в Африке и, как сейчас, разносится по всему миру.